Мы приветствуем всех читателей ProPlay.ru. Сегодня нам удалось пообщаться с человеком, представляющим интересы организации ESL в СНГ, главным лицом проекта ESL CIS – Александром “SASA” Кравчуком.
Привет, представься, пожалуйста, расскажи о себе? По сей день ты тесно связан с киберспортом. Расскажи, каким образом ты попал в киберспорт? И что тебя больше всего привлекает в нём?
Привет, меня зовут Кравчук Александр, мой ник SASA. Да так и есть, я тесно связан с киберспортом, на сегодняшний день это моя любимая работа. Наверняка все знают, что такое ESL, так вот я руковожу русскоговорящей секцией на ESL (ESL CIS/ESL СНГ).
Я давно увяз в киберспорте, примерно с 2003 года я начал играть в команде по CS 1.6, играли мы неплохо, из самых заметных достижений было два четвёртых места на республике. Это что касается 1.6. Также у меня был большой опыт и в других играх (топ2 страны по CoD4 два раза, и топ1 по CSS, один раз).
Одновременно с участием на чемпионатах, я частенько их и организовывал, или как-то помогал это делать, что-то организаторское сидит во мне с детства (улыбается).
Во времена моей игры в CoD4 мы играли на кланбейзе и на ESL, ну и я не смог удержаться и попробовал себя на должность админа ESL. Удалось, взяли – успех. Через полгода волонтёрства на ESL мне дали всё больше прав, я изучал всё больше премудростей связанных с сайтом. Спустя год, ко мне обратилась девушка, которая руководила тогда русской секцией, и спросила: "Не хотел бы я на её место? А то скоро она уходит на другую работу". Выбора у неё особого не было, на то время я был самым опытным админом. Ну и я, конечно же, согласился (улыбается). Вот с того времени и по сей день я занимаю данную должность.
Что конкретно привлекает в киберспорте, я не знаю, не могу так ответить. Мне нравяться те эмоции, которые он за собой несёт, нравится общаться с людьми которые со мной на "одной задротской волне". Я считаю, что киберспорт он объединяет, каким-то способом, как будто у нас есть одно, что-то общее с вами, это прикольно (улыбается).
То есть тебе больше нравится быть ответственным лицом за проведение турнира, нежели играть на нём? Работа в ESL основной твой вид заработка? Как ты думаешь, работая только в киберспорте, можно ли заработать себе на жизнь? С чем ассоциируется у тебя слово киберспорт?
Нравится и играть и "проводить" в одинаковой степени, наверно. Играть, ну понятно, что адреналин, эмоции и всё такое. Когда организовываешь другие чувства – ответственность что ли, чувство того что, я приношу хорошие эмоции людям. Время от времени я хожу на обычные работы, был электромонтёром РЗА, инженером АСУТП, сисадмином в ресторане, был даже свой сайт по продаже игр.
Это всё от скуки, денег с ESL мне хватает для нормальной жизни, но сдуреть можно сидя месяцами дома у компа (улыбается). В основном ищу такие работы, чтобы было не трудно совмещать ESL с чем-нибудь другим. Например, в данный момент я администратор в маленьком 3D кинотеатре, пока всё хорошо, даже есть какие-то перспективы.
Можно, но смотря куда попасть, и по какой дорожке пойти. Играя в игры на профессиональном уровне, вполне реально, но это только для единиц. Администрируя ESL или другие лиги, тоже можно, но наверно только тем, кому очень повезёт попасть на оплачиваемые места.
Когда я произношу слово "киберспорт", первое что приходит на ум, хайлайты IEM’ов, те, что называются Impression. Незнаю, как, кому, но для меня это всё ради эмоций.
Как у тебя проходят рабочие будни в ESL, и сколько времени в день занимает исполнение обязанностей? Какие перспективы работать в ESL? И почему ты всё ещё продолжаешь работать? Поступали ли тебе предложения от других проектов? Какую можешь дать оценку развитию киберспорта в Республике Беларусь?
Обычные будни мои выглядят так: просыпаюсь в 10:30, с 11:00 уже за компом. У меня такая работа, что особо делать ничего не надо, нужно очень много вещей держать в голове и во время ими пользоваться. У меня есть 6 помощников, все время я провожу в основном с ними, а они уже в свою очередь с админами пониже рангом (на ESL очень сложная вертикаль "власти").
Если подытожить, то, ESL отнимает в день максимум 3-4 часа. В остальное время я занимаюсь своими делами, такими, как: дота, свои проекты, дела по кинотеатру, уделяю время своей девушке и т.д. На ESL я планирую и в будущем работать, мне это нравиться, то чем я занимаюсь, и у меня это хорошо получается, да ещё и не бесплатно (смеётся). Зачем бросать такое? Нет, предложений не поступало, а если бы даже и поступали, то я всё равно бы не ушёл, т.к знаю "что по чём" в других проектах.
В Беларуси киберспорта нет. Он есть только 10 дней в году, когда проходят фестивали техлабса и WCG, в остальное время тишина, организаций поддерживающих игроков нет, спонсоров заинтересованных в этом рынке нет, да и самих игроков немного. Причины очевидны, это и плохой интернет, внутренний белорусский интернет – так называемый "ГОСТЬ", плохая инфраструктура (интернет клубов в стране можно пересчитать по пальцам, а хороших так практически нет...)
Перспективы туманные, лично меня сейчас все устраивает, но и одновременно я понимаю, что стоять на месте это не дело. Как говорится, поживём, увидим.
Расскажи о внутренней политике организации ESL, что планируете в будущем осуществить? В 2013 году, какие дисциплины будут интересны ESL?
Тут всё покрыто мраком, таким глобальным планированием занимаются несколько человек из главного офиса и обычно они не посвящают таких как я, в свои планы (улыбается). Секретность соблюдается до последнего... Но, насколько мне известно, они собираются очень плотно работать с создателями игр Firefall и Arctic Combat, в свою очередь разработчики очень заинтересованы, чтобы их игрушки стали настоящей киберспортивной дисциплиной, посмотрим, что они готовы для этого сделать. Также, скорее всего Wargaming захочет добавить свою игру World of Warplanes, чему мы, безусловно, будем рады.
Как развивается ESL CIS, расскажи, что в планах у проекта? Всё ли получилось реализовать в 2012 году, и есть ли недочёты? На СНГ пространстве появился знатный конкурент CISGL, что думаешь об этом проекте? Сможет ли он вас обставить? Какие козыри у ESL CIS?
ESL CIS – это молодой проект, он начал свою работу 1 июля 2011 года, грубо говоря, нам год. Стартанули мы неплохо в прошлом году, мы стали партнёром года второй год подряд. Зимой у нас был небольшой спад, ушло много админов, мы долго оправлялись после этого. Но к лету нам удалось наладить работу и сейчас всё хорошо, чемпионаты проводятся каждый день, ладдеры по-прежнему популярны, в версус играют всё больше людей!
Не получилось в этом году полноценно запустить LoL и мы забросили SC2. Очень ждём, когда разработчики введут русский сервер для игроков Лиги Легенд, это, безусловно, даст очень сильный толчёк для комьюнити и для нас в частности.
Если честно, то CISGL, за конкурента даже не считаю. Не думаю, что у них много людей играет, да и насколько я слышал, они провалили квалификации на Техлабс (как они вообще их получили?). Пока что ничего серьёзного, да и проект у них очень молодой, пару месяцев, им нужно время, что бы раскрыться.
Козыри у ESL CIS, это, безусловно, античит, да-да-да, он бывает глючит и частенько с ним бывают проблемы, но насколько я знаю это единственный адекватный античит в мире, который находит самые свежие читы (привет EAC). Второй козырь это версус, опять же, конечно же, есть много альтернатив, которые возможно лучше заточены под какую-то конкретную игру, но такого универсального, как VERSUS – нет. Третий положительный момент на ESL – это честность, когда вы играете у нас чемпионаты, вы на 100% застрахованы от того, что против вас играет фейк аккаунт, читер, а если человек вас оскорбил – будьте уверены, он будет наказан за неспортивное поведение. Ну и последний момент, это наши админы, таких ответственных и преданных своему делу людей вы вряд ли встретите на каких-нибудь форум капах или на "ПРО лигах”.
Есть ли человек в киберспорте на которого ты ровняешься? ESL в этом сезоне сделали упор на CS:GO, на твой взгляд можно ли ожидать в будущем возвращение Counter-Strike 1.6? Если идти в ногу со временем, то какую игру ты бы выбрал на замену 1.6 - CS:GO или CS Promod? Как ты думаешь, в чём главные отличия этих игр?
Ровняться? Не знаю, я достаточно много разочаровывался в людях, и не считаю что нужно на кого-то ровняться, я ведь не знаю какой он на самом деле и каким способом он добился того или иного. В общем – нет, таких людей нет.
На мой взгляд, CS:GO уже прошёл точку невозврата, и сдавать позиции он не собирается, на днях выходит патч с матчмейкингом (как в доте), и это будет большой успех.
Играл в промод примерно год назад, на то время понравилось, но кс напоминало разве что издалека... Модельки были смешные, движения дёрганые, стрельба рандомная... Игра была чуть быстрее ксс, движения были схожи с 1.6. В общем если в то время объединить наработки промода и начать делать CS:GO, то, на мой взгляд, игра получилась бы интересная.
Ситуацию на ESL вокруг CS:GO можно охарактеризовать одним словом – эволюция. Т.е. побеждает сильнейший, 1.6 давно не занимает топовых мест в рейтинге игр (рейтинг ведётся по количеству игроков и матчей в лиге), давным-давно CSS и CoD4 обогнали контру в этом рейтинге, тогда и пошёл обратный отсчёт. Если CS:GO не оправдает надежд, то я незнаю, что будет, 1.6 вернут вряд ли, возможно место FPS шутера займёт какая-нибудь другая игра.
Поделись информацией о предстоящих событиях IEM, примет ли Киев турнир седьмого сезона, и где будет проходить восьмой?
В обозримом будущем (год как минимум) Украина не будет хостить IEM остановки, но в следующем году повезёт жителям другой СНГ страны. Но это уже секрет (улыбается).
Как твоя девушка относится к киберспорту?
Мою девушку зовут Ира, к киберспорту относиться, мягко говоря, нормально, иногда смотрим доту вместе, раньше смотрели старкрафт (улыбается). Старкрафт она совсем не понимает, в доте немного ориентируется. В лицо знает сеню, маркелова, денди, лайттухевена, пупея и других.
Мы слышали, что у тебя кот, у которого очень забавное имя, расскажешь о нём?
Да, Котейка есть, чёрный британский красавец. Звать "Дельпан", за имя, кстати, спасибо Лёше ака nmzs, именно он меня подтолкнул к такому имени. Кошак с характером, мне даже иногда кажется, что он меня любит (улыбается).
Насколько ты известен в киберспортивных кругах? С кем тебе приходилось общаться?
Не думаю, что я супер известен, но некоторые игроки меня знают. Моим первым крупным чемпионатом, где я помогал с организацией, был геймском 2010, тогда я помогал национальным сборным Украины и России. Ну и мне удалось там познакомиться с топом Украины и России по таким играм, как: CS 1.6, WC3, SC2, Женский CS 1.6 и FIFA. С большинством из них у меня сложились хорошие отношения, и продолжаются, по сей день.
Хотелось бы особенно отметить блая, стренжера, вилла, с ними как то сложились самые тёплые отношения с тех времён. Повезло пообщаться наверно со всеми топами по всем играм кроме доты и русской CS 1.6 сцены, с ними как-то не сложилось почему-то.
Спасибо Александр за уделённое время. С тобой было приятно пообщаться. И последнее слово за тобой.
Не часто у меня берут интервью, так что спасибо, что интересуетесь моей жизнью и жизнью СНГ секции ESL. Хотел бы передать привет всем админам CIS секции, и поблагодарить за их труд. Передаю привет мясному Агенту, он мне никогда не передаёт их, а я буду (смеётся). Привет нашим партнёрам и друзьям, всем сайтам кто нам помогает уже не первый год. Особый привет ProPlay.ru и войнам в частности. И напоследок короткий совет всем фанатам киберспорта – играйте на ESL!
|