Введение
Карта Defense of the Ancients существует с незапамятных времен, почти с того же момента, как появился сам Warcraft III. Хотя многие новички и думают, что доте от силы года два, - это не так. И все это время основной аудиторией доты были варкрафтеры, которые между баталиями в любимую игру были не прочь пофаниться в доту или в фути френзи :). Но в последние годы все сильно поменялось: дота начала из карты для развлечения переходить потихоньку в самостоятельный мод, а после - и в самостоятельную игру. Не знаю уж почему, но рядовые варкрафтеры с тех пор начали сильно доту не любить, мол дота - "no micro no brain", игра для нубов и дураков, которые не смогли добиться в оригинальном Warcraft... Так ли это, и может ли DotA считаться полноценной киберспортивной дисциплиной? Давайте разберемся вместе.
На самом деле нападки варкрафтеров на доту выглядят довольно странно, это все равно, что поклонники Half-Life стали бы обзывать нубами и презирать почитателей Counter-Strike в далеком 1998 году, когда CS только начинал свое триумфальное движение по клубам и чемпионатам всего мира. Глупо звучит, так ведь? Но ситуация с Warcraft и DotA парадоксально похожа, похожа до мелочей. Warcraft и Half-Life являются играми для геймеров-одиночек, DotA и CS - командные, возможно, в этом кроется их успех? Играть в хорошей команде всегда приятно: на подсознательном уровне знаешь, что можешь положиться на тиммейта в случае, если ошибся сам, чувствуешь поддержку команды, командный дух… Многим по душе именно командные виды как в киберспорте, так и в спорте реальном.
Впрочем, мы слегка отошли от темы беседы. Очень часто приходится видеть, как рьяные противники доты заявляют: "Какой же это киберспорт, полный бред, попса, фигня и для нубов". Подобные реплики кажутся, по меньшей мере, необоснованными, и более того, глупыми. И действительно, какие реальные аргументы приводят такие люди? Никаких - только непонятные наезды и вечное сравнение DotA и Warcraft. Зачем сравнивать две кардинально различающиеся игры, которые объединяет только движок? Вопрос открыт.
Для того, чтобы разобраться в том, является ли дота киберспортом, нужно сначала понять, что же есть киберспорт. К сожалению, киберспорт во всем мире пока что то, за что платят деньги издатели ради рекламы собственного продукта, исключение только в Корее, где существует уже какой-то культ киберспорта. Но если капнуть глубже и посмотреть, что нынче является самой популярной киберспортивной дисциплиной, откуда фактически берет свое начало сегодняшнее огромное движение киберспортсменов, какая игра есть на 99% всех турниров в мире, в какой дисциплине самые внушительные призы и большее количество участников? Конечно же, это Counter-Strike. Можно считать, что CS является истинным киберспортом, той игрой, издатель которой не платит никому за ее участие в турнирах, просто миллионы ее фанатов не оставляют никому сомнения, что она нужна людям, поэтому она будет на всех чемпионатах. В чем же сумасшедший успех Counter-Strike?
1) Он прост для понимания на начальном уровне. Любой малец, зашедший в местный компьютерный клуб, поймет CS, ему не нужно разбираться в сложных схемах bo Warcraft или учиться сумасшедшему макро Starcraft, достаточно купить понравившуюся пушку и идти крушить противников.
2) Он динамичен, зрелищен, он интересен и игрокам, и зрителям. Действие происходит сразу в нескольких точках на карте, динамика начинается со старта и заканчивается на последней секунде раунда или на смерти последнего из терроров/контров.
3) Есть здесь командный дух, как я уже говорил выше. И никто не будет спорить, людей предпочитающих командные виды спорта в разы больше одиночек.
Контрстрайк можно сравнить с футболом, чтобы играть в него, тебе не нужна клюшка и лед, как в хоккее или сетка, как в волейболе, тебе нужен мяч и пара друзей, чтобы наслаждаться футболом, также и в CS, также и в DotA. DotA схожа с CS по всем трем пунктам его популярности, возможно, слегка уступает в динамике. DotA проста на для понимания на низких уровнях игры, она не требует контроля армии как Warcraft (элемент, которому нужно учится долго и упорно и без которого даже на самых низких уровнях никуда). Контроль одного героя - это просто и понятно и это ХОРОШО. Кто не согласен, милости прошу, можете поспорить с CS'ерами, что их игра фигня, потому что она нравится любому, и в ней просто разобраться. Также как и в кс, дота проста только в начале, но ведь все те, кто обвиняют доту в ее нубской сущности, сами являются в ней нубами. Так какое, скажите, право нуб имеет на то, чтобы рассуждать об игре? Он не понимает ее механику, не видит фишек, не умеет думать так, как требует от него игра. Такие люди, как правило, играют в открытых играх battle.net, что равноценно левым и мелким сервакам для CS или местному клубу на 10 машин. Игрок, который всю жизнь пуляет в CS на каком-нибудь серваке, где максимум собирается 5 человек, и то из его подъезда и соседнего дворика, может рано или поздно подумать, что CS - бред и игра для нубов, потому что он ставит 9 хедшотов из 10, а, по его мнению, больше в CS и не надо, потому что он больше не видел и представить себе не может, что существует это "больше". Потом этот игрок соберет команду таких же "головорезов", приедет на какой-нибудь чемпионат и продует в ноль, начнет задумываться, а после просмотра репок (если CS действительно его интересовал), окажется, что CS намного глубже, чем он думал... что в CS есть место стратегии, тактике и прочему… Так что не надо обвинять доту за ее излишнюю простоту, в этом и есть секрет популярности любого спорта, будь он киберспорт или спорт реальный. Обманчивая простота затягивает игрока и уже не выпускает из своих лап, открывая попутно все новые ступени мастерства.
Дота только начинает развиваться. Как киберспорту ей не более полутора лет, но по ней уже есть множество лиг и чемпионатов, как онлайн (Esl, Dota-league, Cevo, Cal и др), так и оффлайн. Неплохо для игры, за которую никто оргам "на лапу" не дает, для игры, которая вынуждена прорываться за счет энтузиастов и сильнейшего динамично развивающегося комъюнити, а также через ненависть всех варкрафтеров планеты Земля %). Будем надеяться, что орги по всему миру и в первую очередь в России будут и дальше обращать внимание на DotA и станут чаще включать ее в ряды дисциплин своих чемпионатов, ведь мы, дотеры, знаем, что за ней будущее! ;)
варкрафтеры дефолтные по большей части интересуются лишь призами и после лана абсолютное большинство разбегается... - да это так. Хотя на Giga games SPB очень хорошая была атмосфера. А так как раз в том, что я скзал по крайней мере с=в статье какого то дотера.
Берёшь Свена и месяц дрочишь добивание мили, берёшь лича и месяц дрочишь добивание рэнжед, в промежутках учишься по оттенкам оранжевого и красного определять хп в процентах, и примерные хп/лвл основных героев. Всё...
говорю как ниже чем средний варкрафтер (поиграл для интереса в ладдер, набил на иконку, успокоился), как ниже чем средний дотер (поиграл в пабе, надоело, поиграл в клозы, случилось именно Easy to Learn, Hard to Master. Короче, я не задрот, тоже бросил :) ):
дота действительно интересная и реально киберспортивная игра. Пока у неё 2 недостатка: её нынешний разработчик - АйсФорг, и средняя продолжительность игр.
Во всём остальном - это отличная от Варика игра. Она действительно похожа на ГилдВорс (которую я очень хорошо освоил до времён аддона) и КС своим тимплеем.
В ГВ и Доте во время битв счёт идёт на секунды и доли секунды (баффы, дебаффы, дизаблы и пр держатся ОЧЕНЬ небольшое время. 10сек - это уже ОМФГ как много, обычно 2-5сек), так что они протекают на редкость динамично и задорно :)
Тем более интересно наблюдать игру профи Доты (Say_PLZ, например), у которых заокеанские дотеры долго выспрашивали: "а в россии не изобрели аппарат для чтения мыслей? Вы парни - прям как одно целое o.O ", когда они делают -5 именно СЛАЖЕННОЙ и грамотной игрой и ты видишь это госу исполнение мегахитрожопой тактики, тебя охватывает:
1) гордость за нашу страну, т.к. наши дотеры пока действительно самые лучшие.
2) афигительное чувство красоты момента.
В футболе бывают красивые голы, а уж сколько таких моментов в доте - не счесть =) Тоссобум, сукабазука :D
Вар мне недавно надоело смотреть из-за обилия задротов. Ну вот пришёл щуплый кореец, тренился 24/7 в течении полугода и всё, он уже на тупом микро (БЕЗ ВСЯКОЙ ФАНТАЗИИ ИЛИ КРЕАТИВА) и заезженных стратах чемпион мира.
Ну где красота исполнения? Ааа? МэдФрог, зачем ты нас покинул? :( Вот уж чьи игры, времён пика его формы, смотрелись как картины...
Слава богу, в доте сейчас её золотые времена (я не говорю про 5.84с) :) Коммунити меня радует, играют не задроты-роботы, но люди-профи.
Короче, хз че с дотой случится, но надеюсь у неё всё будет хорошо. Надо только исправить 2 недостатка (см.выше)
А я непонимаю ни тех, ни других. Я играю в доту, показываю хорошие результаты в локалке, и не худшие результаты в клозах, но также я играю в варкрафт правда пока только на начальной стадии - изучаю стратегии, тренирую микро(макро со старика остался =)) ). Не могу догнать только 1го - чем вар и дота мешают друг другу, почему вас обязательно доказать другим чья игра лучше? Обе игры имеют своих фанатов, обе игры имеют право на жизнь, обе игры имеют свою нишу в киберспорте.
Тут кто-то сказал что Дота это контроль 1го юнита 5 часов, пожалуйста но КАКОЙ это контроль, один неверный клик мышкой и ты в таверне, а твоя команда отступает. В варкрафте по сути тоже всё зависит от контроля, а те кто говорит что контролить 1го юнита и целую армию - разные вещи, правы, но вы учитываете что в доте ВСЁ зависит от 1го юнита, а в варкрате роль 1го юнита гораздо меньше.
ОБЕ игры имеют огромное количество своих плюсов и минусов, так не легче ли играть в обе игры которые впринципе дополняют друг друга и не спорить как дети в садике чья игрушка лучше. Для того чтобы стать госу безусловно надо играть серьёзо только в 1 игру, но это же не помешает играть в другую фо фан?
я уже давно считаю что пора бы доту занести в киберспорт .
не только же гамать в вар 1 на 1?? Дота - не построена на удаче , здесь тоже нужно постоянно тренироваться и совершенствоваться .Я думаю многие так считают. Тем более в отличие от игры 1 на 1 она наиболее интересна .
Прочитав примерно половину постов, заметил что аргументация "враждующих" начала повторятся...
Очень коротко о всем что думаю:
Сравнивать ВАР и ДОТА, самое малое, глупо... В чем "яблоко раздора"? В том, что одна из этих игр является платформой для другой, больше им делить нечего... Почему-то никого не беспокоит, что когда-то в свое время КС был "примочкой" к Халфе. Игра смогла вырасти в отдельный продукт, завоевав сердца игроманов своей простотой (и не только), на тот момент, по сравнению с такими признанными монстрами киберспорта как КУ... Почему-то все перестали сравнивать КВЕЙКеров и КСеров, вернее эти дисциплины, всем ясно, что эти игры требуют от игрока совершенно разный набор умений и тп.
Можно долго дискутировать на предмет зрелищности, количества играющих, сложности процесса в этих играх, но это все не имеет никакого смысла... Нравится - играй, не нравится - не играй... А все возгласы "вы все п#дорасы, я один д'артаньян" что здесь прозвучали, это всего лишь проявление разбушевавшегося, не окрепшего эго...
p.s. Сам долгое время играл в Q3, поигрывая в АТ. Год назад заинтересовался "Дотой", з#драчивал её все время, прошел путь от наабского паба до кв-клозов с людьми считающими себя хасу в этой игре (хотя мое мнение, что таковыми себя могут считать только SAY_PLZ). Месяц назад забросил её, разочаровало сообщество дотеров, как регионально, так и по стране (99% галимое нубьё и тупые "з#дроты", правильно сказал кто-то ---> "ребята хватит з#драчивать, нам конкуренция не нужна", не помню кто). Во общем изучив игру вдоль и поперек + отсутствие кадров = забил, временно может xD.
p.p.s. Сейчас играю на развитие, вообще класс!!! ВАР+ГГЦ=ДАБЭСТ
а может и не будет. но только это никак не зависит от болтовни на данном форуме. непонимаю людей которые тут пытаются друг друга в чем то убедить. это же невозможно..
Прочитал статью, потом некоторую часть комментариев... Интересно, Все не осилел, да и бред енто читать все, уж больно много комментариев повторяется...
За статью 5 баллов, ибо "дело мастера боится", сам играю в Варкрафт 1 на 1, и просто не мог понять, чем иногда цепляет Дота... а так доту не люблю, да и играю в нее оч редко, и то только 4fun...
Вообщем, автор статьи, хотя бы в отношении меня попал в цель, и теперь с моей стороны в отношении Доты, как отдельной игры,негатива не будет...))
Принцип доты. Выбрать антигероев, пойти закупиться, прокрипиться, подкрысить кого то из кустов. + понимать с полуслова союзника. Продумывать ничего ненужно, нужно просто знать сколько маны нужно на какой спелл и немного просчитать типа я сейчас его убью и убегу с 50 хп. Играть в доту довольно интересно, смотреть реплеи - неинтересно, ибо почти всю игру обе команды занимаются тупым крипингом. Поверьте, если судить с госууровня вара ненужно иметь много мозгов сайленсеру дать сайленс, баньши кинуть спиритов, танку застанить, поднять в воздух врага. В доте очень быстро наступает потолок скилла когда ты будешь играть с полугосу на одном уровне, просто у полугосу есть тима и тимплей развит лучше. Почему нельзя сравнивать доту с варкрафтом? Конечно же можно ведь герои, спеллы, артефакты взяты именно оттуда. Доту туманят адские нубы на начальных уровнях, это даже не люди - это дебилы, которым место в спец. учереждениях. По поводу того, что варкрафтер вынесет дотера пример. Варкрафтер никогда не видел доты, а дотер наоборот варкрафта. Поменять их местами, дать месяц на тренировки и пустить играть. Варкрафтеры в доты достигнут гораздо больше, чем дотеры в варкрафте. За месяц можно выучить все спеллы, кулдауны, ману, арты - какие брать, а какие ненадо, тонкости игры. Дотер же естественно за месяц почти ничему не научиться. Если вам непонятно, если дотера и варкрафтера пересадить на героев 3, они будут играть одинаково, поэтому варкрафт и дота имеют место сравнению. В КС многое решает скилл стрельбы, какая бы нибыла тактика, люди у которых 95% - хедшот выиграют госу стратегов. Зрелищности доте нехватает, если бы у айсфрога был бы мозг, он бы ввёл хотя бы какие то нейтральные здания с наемниками, чтобы хоть как то можно было использовать микро потенциал. Дота - онли контроль героя, массовые нападения. В варкрафте куча элементов доты, экшн при харассе и одновременно макро. Куча антистрат, а не то что такой то спелл лучше такого, такой то герой зарулит другого.
По поводу статьи: у автора затуманено зрение тем, что он чего то добился в данной игре и пытается продвинуть это. Дота тянет на интересную юмску не более, выше аргументы.
Кстати фанаты редалерта и генералов тоже когда то пытались их игры продвинуть в киберспорт и также пытались нелепо аргументировать, что у этой игры большое будущее и пр.
Ну вообще-то если говорить о "киберспорте", то логично в качестве примеров рассматривать именно "госу" а не "полугосу". Время, которое придется потратить для того, чтобы "выучить все спеллы" сопоставимо со временем, которое нужно чтобы зашарить азы варика. По крайней мере я не знаю ни одного "госу" дотера, который играл бы в доту меньше года - а ведь Грабби потребовалось меньше года, чтобы стать из новичка топ3 мира. Но даже если на обучение игре в варик нужно больше времени, чем на доту, то это скорее достоинство доты, чем недостаток.
RBULL, если не думать, а пытаться вытянуть игру на микро - ты ничего не сделаешь против хотя бы среднего игрока.
Han, нужно улавливать не пару слов, а весь текст, что я написал, а ты уловил отрывки - то что хотел увидеть. И вообще в доте нету госу игроков, как например в игре с ракеткой и воланчиком:).Грабби - это масс задротство и немного таланта + игра с топовыми игроками того времени. Интересны игры те, которые сложны, легкость нравится только имбецилам или людям, которые хотят развлечься.
Вердикт: Дота - как гудок на футболе :) Тебе дудеть нравится, слушать, как ты дудишь - нет. Пока на киберспортивную дисциплину не тянет, надо что то менять, потенциал есть...
В доте есть госу игроки :). Просто единственный способ оценить скилл дотера для человека со стороны - это статистика по кланварам, а в них почему-то валят все на тимплей.
А на чтож ещё валить, если дальше знаний всех тонкостей игры (их мало), можно расчитывать только на тимплей:) При одинаково эффективных связках обоих команд и одинаковом тимплее игра не закончится никогда, там ошибиться трудно в отличии от вара :) Тем более сейчас сильные команды играют от обороны никто не будет рашить только контрить :)
Я в доту играю совсем немного и с 90% гарантией могу сказать, что смогу ответить на любую тонкость игры:) В отличии от вара в который играю побольше доты :)