Введение
Карта Defense of the Ancients существует с незапамятных времен, почти с того же момента, как появился сам Warcraft III. Хотя многие новички и думают, что доте от силы года два, - это не так. И все это время основной аудиторией доты были варкрафтеры, которые между баталиями в любимую игру были не прочь пофаниться в доту или в фути френзи :). Но в последние годы все сильно поменялось: дота начала из карты для развлечения переходить потихоньку в самостоятельный мод, а после - и в самостоятельную игру. Не знаю уж почему, но рядовые варкрафтеры с тех пор начали сильно доту не любить, мол дота - "no micro no brain", игра для нубов и дураков, которые не смогли добиться в оригинальном Warcraft... Так ли это, и может ли DotA считаться полноценной киберспортивной дисциплиной? Давайте разберемся вместе.
На самом деле нападки варкрафтеров на доту выглядят довольно странно, это все равно, что поклонники Half-Life стали бы обзывать нубами и презирать почитателей Counter-Strike в далеком 1998 году, когда CS только начинал свое триумфальное движение по клубам и чемпионатам всего мира. Глупо звучит, так ведь? Но ситуация с Warcraft и DotA парадоксально похожа, похожа до мелочей. Warcraft и Half-Life являются играми для геймеров-одиночек, DotA и CS - командные, возможно, в этом кроется их успех? Играть в хорошей команде всегда приятно: на подсознательном уровне знаешь, что можешь положиться на тиммейта в случае, если ошибся сам, чувствуешь поддержку команды, командный дух… Многим по душе именно командные виды как в киберспорте, так и в спорте реальном.
Впрочем, мы слегка отошли от темы беседы. Очень часто приходится видеть, как рьяные противники доты заявляют: "Какой же это киберспорт, полный бред, попса, фигня и для нубов". Подобные реплики кажутся, по меньшей мере, необоснованными, и более того, глупыми. И действительно, какие реальные аргументы приводят такие люди? Никаких - только непонятные наезды и вечное сравнение DotA и Warcraft. Зачем сравнивать две кардинально различающиеся игры, которые объединяет только движок? Вопрос открыт.
Для того, чтобы разобраться в том, является ли дота киберспортом, нужно сначала понять, что же есть киберспорт. К сожалению, киберспорт во всем мире пока что то, за что платят деньги издатели ради рекламы собственного продукта, исключение только в Корее, где существует уже какой-то культ киберспорта. Но если капнуть глубже и посмотреть, что нынче является самой популярной киберспортивной дисциплиной, откуда фактически берет свое начало сегодняшнее огромное движение киберспортсменов, какая игра есть на 99% всех турниров в мире, в какой дисциплине самые внушительные призы и большее количество участников? Конечно же, это Counter-Strike. Можно считать, что CS является истинным киберспортом, той игрой, издатель которой не платит никому за ее участие в турнирах, просто миллионы ее фанатов не оставляют никому сомнения, что она нужна людям, поэтому она будет на всех чемпионатах. В чем же сумасшедший успех Counter-Strike?
1) Он прост для понимания на начальном уровне. Любой малец, зашедший в местный компьютерный клуб, поймет CS, ему не нужно разбираться в сложных схемах bo Warcraft или учиться сумасшедшему макро Starcraft, достаточно купить понравившуюся пушку и идти крушить противников.
2) Он динамичен, зрелищен, он интересен и игрокам, и зрителям. Действие происходит сразу в нескольких точках на карте, динамика начинается со старта и заканчивается на последней секунде раунда или на смерти последнего из терроров/контров.
3) Есть здесь командный дух, как я уже говорил выше. И никто не будет спорить, людей предпочитающих командные виды спорта в разы больше одиночек.
Контрстрайк можно сравнить с футболом, чтобы играть в него, тебе не нужна клюшка и лед, как в хоккее или сетка, как в волейболе, тебе нужен мяч и пара друзей, чтобы наслаждаться футболом, также и в CS, также и в DotA. DotA схожа с CS по всем трем пунктам его популярности, возможно, слегка уступает в динамике. DotA проста на для понимания на низких уровнях игры, она не требует контроля армии как Warcraft (элемент, которому нужно учится долго и упорно и без которого даже на самых низких уровнях никуда). Контроль одного героя - это просто и понятно и это ХОРОШО. Кто не согласен, милости прошу, можете поспорить с CS'ерами, что их игра фигня, потому что она нравится любому, и в ней просто разобраться. Также как и в кс, дота проста только в начале, но ведь все те, кто обвиняют доту в ее нубской сущности, сами являются в ней нубами. Так какое, скажите, право нуб имеет на то, чтобы рассуждать об игре? Он не понимает ее механику, не видит фишек, не умеет думать так, как требует от него игра. Такие люди, как правило, играют в открытых играх battle.net, что равноценно левым и мелким сервакам для CS или местному клубу на 10 машин. Игрок, который всю жизнь пуляет в CS на каком-нибудь серваке, где максимум собирается 5 человек, и то из его подъезда и соседнего дворика, может рано или поздно подумать, что CS - бред и игра для нубов, потому что он ставит 9 хедшотов из 10, а, по его мнению, больше в CS и не надо, потому что он больше не видел и представить себе не может, что существует это "больше". Потом этот игрок соберет команду таких же "головорезов", приедет на какой-нибудь чемпионат и продует в ноль, начнет задумываться, а после просмотра репок (если CS действительно его интересовал), окажется, что CS намного глубже, чем он думал... что в CS есть место стратегии, тактике и прочему… Так что не надо обвинять доту за ее излишнюю простоту, в этом и есть секрет популярности любого спорта, будь он киберспорт или спорт реальный. Обманчивая простота затягивает игрока и уже не выпускает из своих лап, открывая попутно все новые ступени мастерства.
Дота только начинает развиваться. Как киберспорту ей не более полутора лет, но по ней уже есть множество лиг и чемпионатов, как онлайн (Esl, Dota-league, Cevo, Cal и др), так и оффлайн. Неплохо для игры, за которую никто оргам "на лапу" не дает, для игры, которая вынуждена прорываться за счет энтузиастов и сильнейшего динамично развивающегося комъюнити, а также через ненависть всех варкрафтеров планеты Земля %). Будем надеяться, что орги по всему миру и в первую очередь в России будут и дальше обращать внимание на DotA и станут чаще включать ее в ряды дисциплин своих чемпионатов, ведь мы, дотеры, знаем, что за ней будущее! ;)
Хм... попытаюсь объяснить на своём примере... Где-то год назад я впервые увидел доту... Она мне ОЧЕНЬ понравилась.... Я часами сидел в клубах, играл 5х5, потом приходил домой и опять играл в доту... Потом я узнал, что оказывается дота была на асусе, я начал качать реплеи с киберфайта, потом с meetyourmakers.com (они проводили 2 турнира по доте, в первом кстати плз выиграли, а во втором они позорно слили xD)... Затем у меня появилась команда, мы уже играли не ради фана, а на деньги... Потом у нас в нижнем новогороде был турнир по доте (дуэль контент вроде он назывался), мы сходили на него, правда ничего не выиграли, но всё равно опыт... Кстати, на нём были и наши всероссийсие аццы по доте, которые в финале слили нашим arcticwings... =) Вся эта доталихорадка продолжалась ещё около 3 месяцев, но затем я увидел, как дота начала терять свою популярность... Лично мне (и не только мне) она уже наскучала, даже в бнете паблик серваков стало гораздо меньше... Потом я снова начала играть в соло в ладдере... И офигел... Я невольно сравнивал эмоции, котоорые у меня были при игре в доту, с теми, что я получала от обычного вара... Я понял одну вещь... Дота - это СКУШНЫЙ КУСОК Г......, для НУБОВ... Поверьте мне, я отнюдь не нуб в доте, разбираюсь в тимлее, "механике" (с.)нс.ка, я каждый день играл с чуваками, которые порвали лучших дотеров россии и т.д. и т.п. Но все это выглядет ОЧЕНЬ УБОГО, по сравнению с варкрафтом на развитие или кс (кстати в вар я пришёл после неудачных попыток перейти на профессиональный уровень игры в кс)... И никогда дота не заменит вар, так как wc3 - RTS, dota - упрощенное подобие Lineage или wow... У доты НЕТ БУДУЩЕГО... Закончу свой пост словами Гравера из его недавнего интервью... Дота - пройденный этап...
Могу сказать про себя - рубал еще давно в рок на достаточно приличном уровне - все ланы "верхнего" Подмосковья собирали Варналис, Вент и я. После вышел тфт - играл в него достаточно долго, но не на столь высоком уровне, хотя уверен что больше половины людей пишущих, что дотеры нубы в варкрафте, раскатаю любой расой. В итоге я стал оргой команды ес4х - времени совсем не оставалось на игру, зато поигрывать в доту и развлекаться - это здорово. Стоит задуматься, ведь 9 из 10 топовых игроков играют в доту, причем многие на высоком уровне. Дота расстраивает людей, которые не умеет проигрывать в этой жизни, ведь когда ты впервые начинаешь играть, то тебя убивают, ты просто выходишь из игры и начинаешь орать - дота сакс.
Очень большая игра есть между так называемыми "опен" играми и "колзед", в которых играют профи - игра становится невероятно насыщена адреналином. Чего только стоит добивание абсолютного большинства как своих, так и чужих нейтралов - из обычных варкрафтеров на это способны лишь единицы, хотя это и есть азы микро. Люди привыкли говорить о чем-то не понимая самой сути - а это есть глупость по определению.
А на самом деле самое главное преимущество доты - это то самое коммьюнити. Если сравнивать средний возраст варкрафтеров и дотеров, то дотеры на 3-4 года старше. Это совсем другие люди, которые уже чего-то добились в этой жизни и понимают ее цену. Самое обидное, что большинство людей, пишущих здесь, что дота отстой - 14-16 летние "крутые пацаны", у которых есть только их мнение, а мнение других - мнение дураков.
Не думаю, что дота станет столь популярна, как кс, т.к. большинство людей, пусть и играющих на высоком уровне, расценивают ее как игру для развлечения, но будущее у нее есть.
"Если сравнивать средний возраст варкрафтеров и дотеров, то дотеры на 3-4 года старше."
Я уже писал об этом, но напишу ещё раз... В том то и дело, что в доту играют люди, у которых уже не хватает времени на постоянные тренировки в варе... Они уже не могут показывать высокие результаты, по-этому сдаются и уходят в доту... Для меня люди, которые раньше играли в вар и говорили, что это круто, а теперь стали дотерами и обсирают вк3, говорят, что у него нет будущего, неудачники... Они не могут сказать мол да я ушёл в доту, потому что у меня нет времени и я ничего не смогу добится в варе, в отличие от доты, в которой гораздо легче стать про, если это слово вообще можно упомянуть в сочетании с дотой.... бтв мне 18 лет...
В статье никто не опукает вар, среди известных дотеров мало кто обсирает вар. Вар опускают дотеры неудачники, которые, кстати, в доту играть-то и не умеют, так что ты не в ту сторону клонишь...
Ты ошибаешься по поводу того, что нужно говорить что я ушел потому, что ничего не смог добиться в варе, просто меняются в жизни приоритеты - чтобы добиться в варе реального результата (Дедман, Титан и т.д.) нужно забить на многое другое, включая львиный кусок реальной жизни - мне этого не нужно, как и многим другим. Те же ксеры-профи тренятся в день по 4-6 часов, даже перед крупными турнирами, а варкрафтеры по 16. Жертвовать столько времени ради чего? Когда я играю в доту, то получаю фан от общения, от коммьюнити в котором только один из десяти напишет "гг нуб" т.д.
И, возвращаясь к доте, ты не совсем понял смысл этой игры: в доте не бывает про-игрока, бывает про-команда. В варкрафте тебе нужно задрачивать по 18 часов каждый день ладдер ты, при наличии хотя бы чуточки мозгов, начнешь играть на высоком уровне, тебя будут называть "про". Вот таких про в варкрафте я знаю очень много - а сколько ты знаешь "про" команд по доте? Реальных профи в доте единицы - это про-команды из пяти человек, которые научились понимать друг-друга без слов, страховать, разводить, исполнять триксы и т.д. Добиться даже среднего уровня команды в доте на порядок сложнее, чем стать средним игроком в вк3.
Ты я так понял вернулся в варкрафт, постоянно тренируешься чтобы показывать результат – а где он? Еще один серый человек, который внушает себе, что он сможет выиграть ничего не значащий турнир у себя в городе?
В доту играть гораздо проще чем в вар, кс, стар и т.д... Объясню почему. Возьмём напримере стара: победа зависит от 2ух составляющих микро и макро. Грубо говоря мозги и руки. Здесь недостаточно выбрать эффективную стратегию, нужно её ещё и реализовать. Тоже самое в кс: очень многое зависит от тактики, но всё-таки главное это скилл бойцов. В доте я невижу такого понятия как личный скилл, где он? Да там нужно уметь мыслить и быстро принимать решения чтобы законтрить действия соперника, но там нет такого чтобы игрок сделал -3 и спас, казалось бы уже отданный, раунд. А людям нравятся именно такие победы, не строгие и закономерные когда сразу всё понятно( кому было интересно смотреть спартак-бавария во 2ом тайме?), а яркие: когда казалось бы уже всё и чел слил, а нет отбивается на чудесах и вытаскивает игру. Лично я считаю доту игрой очень скучной и не конкурентом скажем кваке или кс, или вару.
Игры каких двух команд ты видел, чтобы судить о зрелищности? Средненьких или того хуже?
Ты видел когда-нибудь, как в течении минут 40 идет нон-стопом бивта на верхней базе, потом неожаданно выпадает рапира и игра заканчивается 1- минутным кам-бэком? Ты не видел как анти-маг выписывает -3, при чем один из которых свен...
Кстати по поводу личного скилла: здесь тебе нужно постоянно добивать своих и чужих крипов, нужно уметь поймать соперника, который вышел на клетку вперед, убить его и при этом не умереть самому. Макро аспект в игре также очень сложный с множеством ньюансов. Когда идет стычка на мидле 5 на 5 все происходит с такой бешеной скоростью, что стоит одному из напарников замешкаться на секунду и все - вся команда уже лежит трупами. Нужно чтобы никто не растерялся и мгновенно атаковал нужную цель, причем далеко не всегда можно распределить роли заранее, нужно чувствовать своих напарников...
Когда к Халфе сделали мод КС жанр игры не изменился т.е. ты от первого лица бегал и мочил противника в КС даже стала сложнее т.к. закуп и т.д. но жанр игры собственно не менялся, толька теперь ты играеш в команде...
А вар был ращитан как РТС игра где контролиш не 1 юинта, а много всякие отряды здания на базе, добычу золота и леса...
А дота это уже другой жанр, ты просто бегаеш одним героем всё игру...это просто диградация от более прогрессивного к примитивноому.....
Я против доты не чего не имею, но то что сейчас называют дотой нельзя допускать не на один нормальный турнир ибо это будет просто глупа, мб когда ей переделют интерфейс и геймплэй тогда ещё можна будет поговорить..( я сомневаюсь что афтору краты хватит ума все это сделать, ведь удобние брать всё готовое с вара и даже иконки с ВоВ натырил...)
Ну для начала меня порадовали заявления о том, что киберспорт начался с КС :)) начало уже супер
Тут многие, по-моему, говорят о разных вещах. Одному игроку освоить доту не сложно. Если ты не дебил, то запомнить героев, итемы, заклинания, что когда покупать и что где применять - дело не очень большого времени. Сложная она на турнирном уровне только из-за того, что в доту играет 5 человек. Сложность - в координации и взаимодействии этих пяти человек, так как обеспечить слаженную работу колектива сложно в любой области, вот и всё :)
А ещё мне будет очень интересно посмотреть на то, как доту планируют продвигать в массы. Кто-то будет смотреть, как на протяжении часа непонятные монстры бегают по уровню и непонятно что делают? :)
Я не против доты до тех пор, пока организаторы чемпов не будут ставить её вместо вара, как это однажды сделали на Асусе, опровергая любимый дотерский тезис о том, что это разные игры. Хотя на мясных московских чемпах это уже произошло - дуэльные турниры по вару только в Timeonline проводят в последнее время, остальные же почти все доту 3х3.
лол давай сыграем и посмотрим кто вин чистый дотер(т.е. тот кто сразу начал ипошить в дота минуя вар) или типичный варкрафтёр типа меня...скажиш время.
Надеюсь ты сам хоть играть будеш или Майкера посадиш?)
а вот в доту я смогу оказать сапротивление, взять одного героя и прочитать что делают его спеллы не так тяжело...
2. Боюсь, что твоего знания английского не хватит чтобы понять что же делают спеллы
3. Не знаю как Майкер играет в доту, но вот Марк играет на достаточно высоком уровне, причем его даже приглашали на тунрнир по доте, проводимы #dotapickup.euro.
Дело в том, что явка варкрафтеров на турнир минимальна, тех же дотеров приходит на порядок больше. Вообще варкрафтеров мало, точнее тех кто ланы посещает, поэтому и редко проводятся такие турниры.
Парни вы даже не поняли идею , мне уже начинает казаться что нужно прежде чем на этот портал регаться писать тест на коэффициент интеллекта . Вы что не понимаете что все что вы пишите туфта , ни одного дельного предложения , вы что просто так пишите на этом портале . Вы должны обсуждать идеи как избавится от того , что многие дотеров считают ламками , а вы занимаетесь болтавней , которые сводятся к одному и томуже (да никчему).Я предлагал выше как избавится от этого стериотипа , ну давайте это обсуждать ......
Попытался найти твои призывы, либо я невнимателен, либо то, что ты считаешь решением проблемы, таковой не является. Исправь меня пожалуйста, если я не внимателен, ибо сижу на работе - времени вчитывать в каждое слово всех комментов нет.
ну опять же о зрелищности: в любую стратегию надо поиграть, и причём не пару часиков, чтобы врубиться о чём ваще идёт речь. В шутерах всё просто красивый фраг он и есть красивый фраг. Человек что-то понимает будет уже обращать внимание не на стрельбу, а на грамотный развод или перемещение по карте. А тут простой обыватель взглянет: ну и выпал какой-то итем ну и что? Стратегии не претендуют на зрелищность они живут лишь за счёт играющих поклонников+поддержка компании выпустившей игру. Дота может рассчитывать только на поклонников, к счастью среди них есть люди типа марка, которые ещё и могут продвигать её. Но на данный момент её популярность в мире не настолько велика чтобы сделать её оффициальной коммандной дисциплиной ,скажем, CPL. К тому же в Азии, насколько я понимаю, она особой популярностью не пользуется, а это жирный минус. Не верю я в киберспортивный успех доты. У шашек тоже армия поклонников и куча турниров, но до размаха шахмат или го им далеко.
З.Ы. Один антимаг делает -3 при игре команд высокого уровня? Неверится
З.З.Ы. Автору. В США ещё во времена первой кваки была куча турниров с очень неплохими призовыми, но о прогейминге тогда естественно ещё никто не заикался.
Я предлагаю создать несколько карт для доты , как на развитие , ведь каждый уважающий себя варер знает , что нужно использовать разные стратегии на разных картах , вот тоже в Доте непомешает .У меня только идея поэтому я обращаюсь к фанатам , если сделать как я сказал недовольных дотой будет меньше 100%
2 onlyifusuck ты реально мудвин. Причём тут то что я в конце мапы кинул последнюю грену на респе? или ты обиднлся просто на то что я киляю всех с авп без шансов?
Ещё 1 : какже это так меня с повреждённым мозгом поставили на должность главного судьй Самого нормального он-лайн чампа СНГ ???? Я буду делать новый aCup в дисциплине 2х2
Magina lvl 20+ (точно не помню), два башера, гиперстоун. Начинает очень быстро киллять магину, на помощь мчат свен и котг. Магина ловит один болт после бьет несколько раз и начинается перма-стун эффект. Последним падает котг, которые был уже порядком накоцан. Естественно все это происходило не при полных хп, а в ходе игры. Магина блинком ушел с где-то 20 хп. Выглядело очень зрелищно. Демку эту видел где-то год назад, когда еще на асусе была дота и вроде как мы даже собирались играть на нем составом: Спайл, Джероз, Пискля, Кощей и я. Правда в итоге кто-то начал плакать и все обломалось. Зато помню как весело со Шпилем на мидле рубили фраги комбой свен + криста. =) Ностальгия..
Возможно больше не нашлось добровольцев на эту должность? А все реально хорошие организаторы знают себе цены и не работают на халяву? =)
2 Spail
Ну да, я помню NPCL и т.д., но сейчас мы живем не в 2004 году. Кстати по поводу коммюнити варкрафтеров - оно достаточно убого, вот старкрафтеры на каждом лане показывает просто ОГРОМНУЮ явку =) И люди там старше и умнее.