По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% - находятся на стадии психологической зависимости. Так можно ли считать компьютерные игры чем-то вроде наркотика? Когда и у кого обычная психологическая разрядка становится зависимостью?
Феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место – утверждают психологи. Многим людям увлечение компьютером не идет на пользу, причем некоторые из них нуждаются в серьезной психологической помощи. Нарушения психических состояний у них заметно невооруженным глазом: сниженное настроение, самочувствие, активность, ухудшение самочувствия вплоть до депрессии, повышенный уровень тревожности. Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого они пытаются жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Дезадаптация, неадекватное восприятие себя и окружающего мира – основной признак зависимости от компьютерных игр. При этом данную зависимость осознают окружающие человека друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам.
Основными критериями, определяющими данное заболевание, специалисты считают следующие:
нежелание отвлечься от игры;
раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность спланировать окончание сеанса игры;
расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления игр и устройств компьютера;
забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
ощущение эмоционального подъема во время игры;
обсуждение игровой тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь и т.д. В среднем требуется не более полугода-года для ее формирования.
Специалисты выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию, является появление в иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры.
3. Стадия зависимости. Сюда переходят не все - только 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е. находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Большинство останавливаются на второй стадии или сразу переходят на четвертую.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Обобщенная классификация компьютерных игр выглядит следующим образом:
I. Ролевые компьютерные игры.
1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя.
2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя.
3. Руководительские игры.
II. Неролевые компьютерные игры.
1. Аркады.
2. Головоломки.
3. Игры на быстроту реакции.
4. Традиционно азартные игры.
Психологи утверждают: все игры не одинаковы по задействованным в их процессе психическим функциям, по силе и глубине влияния на личность человека, по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом отношении самыми опасными являются ролевые игры.
Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Только при игре в ролевые компьютерные игры можно наблюдать процесс "вхождения" человека в игру, своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях - процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера. Как это происходит?
Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя характеризуются наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Специфика здесь в том, что вид "из глаз" провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры. Наиболее полно эти процессы рассмотрены в главе III данной работы.
Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя характеризуются меньшей силой вхождения в роль. Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом "из глаз".
Руководительские игры названы так потому, что в них играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже "бог", который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Поэтому "глубина погружения" в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Но мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры здесь не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
Как определить, есть ли у человека зависимость или компьютерная игра является для него обычной разрядкой? Все очень просто, процесс благотворного влияния ролевых игр выглядит следующим образом: человек на время "уходит" в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А вот в патологических случаях зависимости все происходит наоборот: человек на время "выходит" из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в виртуальную реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном.
аффтар хотел сказать что кс тоже вызывает зависимость у тупых 6л9ть малолеток мечтающих стать про геймерами. ЗАДУМАЙТЕСЬ И СТАВАЙТЕ НА ПУТЬ ИСЦЕЛЕНИЯ, ДЕТИ МОИ
хм некоторые люди всерьез воспринимают это и думают что от других увлечении люди страдают меньше приводят какие то идиотские примеры типо того что из за меча в вове кто то убил человека или пацан наигравшись в гта украл у родителеи оружие и изрешетил машину в мире много дураков и если кому то хочется показать дураков в конкретном примере пусть делают это
зы копипаст афтара хз от куда не читал но понял про что там говорицо и к киберспорту это не относится ибо тут уже пздц
36484, зачем так много писать????
в 2 словах о чем это?
зы независим
зыы играю 24/7
зыы играю в башни
зыыы считаю себя дотцером, у мя мания величия?
зыыыы в доту не играю
зыыыыы инеблагодариатоабизусь
зыыыыыы [срать_я_хотел_на_то_что_пишут_учёные]
зыыыыыыы по чем семки пацанbI???
специально для тех кто не осилил много букаф, вкратце расскажу содеражние примерно следующее:
По данным специалистов, около 30% людей, увлекающихся компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности, а 10% - находятся на стадии психологической зависимости. Так можно ли считать компьютерные игры чем-то вроде наркотика? Когда и у кого обычная психологическая разрядка становится зависимостью?
Феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место – утверждают психологи. Многим людям увлечение компьютером не идет на пользу, причем некоторые из них нуждаются в серьезной психологической помощи. Нарушения психических состояний у них заметно невооруженным глазом: сниженное настроение, самочувствие, активность, ухудшение самочувствия вплоть до депрессии, повышенный уровень тревожности. Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого они пытаются жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Дезадаптация, неадекватное восприятие себя и окружающего мира – основной признак зависимости от компьютерных игр. При этом данную зависимость осознают окружающие человека друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам.
Основными критериями, определяющими данное заболевание, специалисты считают следующие:
нежелание отвлечься от игры;
раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность спланировать окончание сеанса игры;
расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления игр и устройств компьютера;
забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
ощущение эмоционального подъема во время игры;
обсуждение игровой тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь и т.д. В среднем требуется не более полугода-года для ее формирования.
Специалисты выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию, является появление в иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры.
3. Стадия зависимости. Сюда переходят не все - только 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е. находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Большинство останавливаются на второй стадии или сразу переходят на четвертую.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Обобщенная классификация компьютерных игр выглядит следующим образом:
I. Ролевые компьютерные игры.
1. Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя.
2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя.
3. Руководительские игры.
II. Неролевые компьютерные игры.
1. Аркады.
2. Головоломки.
3. Игры на быстроту реакции.
4. Традиционно азартные игры.
Психологи утверждают: все игры не одинаковы по задействованным в их процессе психическим функциям, по силе и глубине влияния на личность человека, по психологическим механизмам формирования зависимости. В этом отношении самыми опасными являются ролевые игры.
Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Только при игре в ролевые компьютерные игры можно наблюдать процесс "вхождения" человека в игру, своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях - процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера. Как это происходит?
Игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя характеризуются наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Специфика здесь в том, что вид "из глаз" провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры. Наиболее полно эти процессы рассмотрены в главе III данной работы.
Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя характеризуются меньшей силой вхождения в роль. Играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом "из глаз".
Руководительские игры названы так потому, что в них играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже "бог", который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Поэтому "глубина погружения" в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Но мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры здесь не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
Как определить, есть ли у человека зависимость или компьютерная игра является для него обычной разрядкой? Все очень просто, процесс благотворного влияния ролевых игр выглядит следующим образом: человек на время "уходит" в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А вот в патологических случаях зависимости все происходит наоборот: человек на время "выходит" из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в виртуальную реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном.
комнате Шона царил страшный беспорядок. Грязная одежда, обертки из-под гамбургеров, дюжины пустых коробок из-под пиццы и куриные кости были разбросаны по полу. Элизабет Уолли (Elizabeth Woolley) обнаружила тело своего сына в кресле-качалке напротив компьютера. Половина головы Шона была снесена выстрелом, но он продолжал «смотреть» на светящийся экран. Рядом с креслом лежала винтовка 22 калибра, с помощью которой фанат онлайновой ролевой игры EverQuest свел счеты с жизнью.
- Проклятая игра, – сказала мать, прежде чем разрыдаться.
ДОЗА ВИРТУАЛЬНОГО МИРА
В нашем мире существует много зависимостей: политическая, культурная, национальная, экономическая. Есть даже зависимость прочности бетона от водоцементного соотношения. Однако в этой статье разговор пойдет о зависимости от компьютерных игр, наиболее близкой, по сути, к наркотической зависимости. По мнению директора Института мозга человека Российской Академии наук Станислава Медведева, любая зависимость – сужение интересов и, как следствие, раздражительность, проблемы в отношении с друзьями и в учебе. Однако если у алкоголиков и наркоманов зависимость химическая, то у компьютерщиков – психическая. Психика не справляется с нагрузкой и трансформируется. Как алкоголикам необходимо срочно похмелиться, а наркоманам принять дозу, так и компьютерщикам, чтобы чувствовать себя лучше, надо срочно попасть в виртуальный мир.
21-летний Шон Уолли (Shawn Woolley), покончивший жизнь самоубийством, жил в маленьком американском городке Хадсон. В реальной жизни у него, грузного молодого человека со странным чувством юмора, почти не было друзей. Зато был EverQuest. Мать прятала клавиатуру – Шон покупал другую. Мать запрещала ему играть – Шон играл по ночам, когда она спала. Он даже украл кредитку матери, чтобы оплатить полгода игры. В конце концов, Шона отлучили от компьютера и поселили в общежитие для аддиктивных больных. Вскоре он нашел работу и снял однокомнатную квартирку. С первой же зарплаты он купил подержанный компьютер и установил EverQuest.
11 ноября 2001 года Шон ушел с работы. Компьютерный лог показывает, что он без перерыва играл в EverQuest до 20 ноября. Затем он застрелился.
АНОНИМНЫЕ ГЕЙМЕРЫ
Элизабет Уолли, просмотрев файлы сына, нашла список имен, которые он использовал в онлайне. Одно из них – ILUVYOU. Предположительно, у Шона случилась виртуальная любовь.
- Разве я могла остановить его? – говорит мать, – Он был уже взрослым. Если ты алкоголик или наркоман, ты знаешь, где тебе помогут. Но моему сыну было некуда пойти – никто не знал, как ему помочь.
После смерти сына Элизабет Уолли занялась созданием организации Анонимные Онлайновые Игроки (Online Gamers Anonymous), чья деятельность была бы направлена на борьбу с зависимостью от компьютерных игр. Однако суд с компанией Sony Online Entertainment не принес ей ожидаемых миллионов. На сегодняшний день Анонимные Онлайновые Игроки так и остались мечтой.
Впрочем, в США уже существует Служба компьютерного привыкания (Computer Addiction Service), занимающаяся исследованием этой проблемы. Возник даже новый термин heroinware – программы, вызывающие эффект привыкания. В первую очередь к ним относятся глобальные мультиплеерные игры, например, EverQuest, Ultima Online, Dark Age of Camelot, Lineage и другие. В адрес издателей поступило уже немало претензий с требованием на коробках с играми клеить ярлыки, предупреждающие об эффекте привыкания. Нечто подобное все мы видим на сигаретных пачках: «Минздрав предупреждает...».
МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Пагубное пристрастие к компьютерным играм – не надуманная проблема. Гонконгский фанат компьютерных игр умер после десяти часов игры на компьютере. 17-летний Ли Пу Санг (Li Pu Sung) проводил все свободное время, играя по сети в Diablo II. Юноша спал не более двух часов в день. Врачи говорят, что его сердце остановилось из-за стресса, вызванного игрой, и от переутомления. Во Флориде был случай, когда отец так заигрался, что перестал обращать внимание на младенца, и это привело к гибели ребенка.
Компьютерная болезнь коснулась и России. «Больные» есть почти в каждом, даже самом заштатном городишке. Возьмем, к примеру, Петрозаводск. Обыкновенный провинциальный город. Он расположен на северо-западе России, около 300 тысяч населения, всего 14 официальных компьютерных клубов. Возрастной диапазон посетителей – от 6 до 18 лет, но большую часть составляют ребята 14-17 лет. Примерно сорок процентов из них – завсегдатаи.
В городском отделе по делам молодежи лежат стопками заявления от мам и пап, сбившиеся с ног в поисках дражайших чад. Последние, как выясняется, едва ли не живут за компьютером в клубе. Просаживают родительские деньги, прогуливают школу, домой приходят усталые и нервные...
С начала 2004 года петрозаводская мэрия регулярно проводит рейды по компьютерным клубам. Сначала просто ловили школьников, пропускающих уроки без уважительной причины. В июне специалисты отдела по делам молодежи «скооперировались» с городской прокуратурой и милицией. Читаем сухой пресс-релиз: «В ходе рейда выяснилось, что часть клубов, где рабочее время заявлено до 23 часов, работают и по ночам. Несовершеннолетние, покупающие в компьютерном клубе «ночной пакет» игр, – не редкость. Подростки приходят в клуб с запиской от родителей, разрешающей им находиться в клубе в течение двенадцати часов – с девяти вечера до девяти утра.
По словам старшего помощника прокурора города Ирины Резник, особую тревогу вызывает такой факт: в ходе расследования уголовных дел, где обвиняемыми выступают несовершеннолетние, нередко выясняется, что мотивом преступления стала потребность подростка в деньгах для игр в компьютерных клубах.
КОМПЬЮТЕРОЗАВИСИМЫЕ
Сейчас Россия переживает бум преступлений, совершаемых компьютерозависимыми тинейджерами. Наркоманы во время ломки способны на самые безрассудные поступки. Подростки с диагнозом «компьютерная зависимость» – тоже. Непридуманная реклама одного из компьютерных клубов «Приди к нам и убей своего друга!» становится реальностью. «Вымогая деньги на игру, подросток – завсегдатай компьютерных клубов – совершил убийство своего друга» – это из милицейской хроники. А вот другой случай: «Чтобы 14-летний сын в очередной раз не улизнул в клуб, отец запер его дома. Мальчик, привязав к ножке стола шесть простыней, решил спуститься из окна. Простыни не выдержали...».
Где тинейджеры берут деньги на время в компьютерном зале или покупку новой игры? Большинство клянчат у родителей. Другие собирают бутылки или продают газеты. А некоторые отбирают деньги у сверстников, продают вещи из дома. Известен случай, когда 13-летний гатчинский подросток, рвущийся в компьютерный клуб, под угрозой ножа вымогал деньги у своей бабушки. Родители борются с зависимостью от игр самостоятельно. Мама одного шестиклассника спрятала одежду сына. Он все равно убежал в клуб – без куртки и в драных кроссовках. Зачастую родители, возмущенные тем, что любимое чадо совсем забросило учебу, обращаются к администраторам клубов с просьбой не пускать их детей в компьютерный зал. Просьбы игнорируются, поскольку компьютерозависимые – основной источник прибыли клубов.
МЫ ВСЕ – БОЛЬНЫЕ
Надо иметь смелость признать, что это именно так. У каждый геймера есть «зависимость от игр». У одних болезнь проходит в легкой форме, у других в тяжелой. Один мой друг пропустил сессию в университете, потому что проходил Dungeon Siege. Коллега-фотограф потерял работу из-за чрезмерного увлечения «Бойцовским клубом» (http://www.combats.ru/). Вместо того, чтобы бегать по заданиям редакции, он сидел за компьютером. Интересы клана были важнее. Однажды директор позвал его в свой кабинет, и после короткого разговора фотограф пошел паковать вещички.
Бороться с зависимостью от игр крайне сложно и все-таки это в твоих силах. Помни, тебя осознанно подсаживают на игры. Разработчики стремятся к достижению полной реалистичности игры, стараются стереть грани между виртуальным и реальным мирами. При создании компьютерных игр, работают не только программисты, но и психологи. Их задача – сделать виртуальный мир максимально привлекательным. Современная компьютерная игра – результат синтеза новейших информационных технологий и достижений в психологии. И все-таки, пусть в виртуальном мире не действуют законы реального мира, от этого он не лучше заурядной человеческой жизни. Самый банальный поцелуй всегда будет приятнее самого разухабистого виртуального секса. Так что борись с зависимостью доступными способами: заведи хобби, не связанное с компьютерными играми, займись творчеством, запишись в секцию шаолиньского футбола.
В общем, сделай все возможное, чтобы твоя жизнь не стала похожей на этот грустный анекдот: «После проведенной за игрой ночи, идет студент в университет. По пути обдумывает, как пройти босса в последней битве. Вдруг видит КАМАЗ, несущийся прямо на него, и равнодушно думает: «Блин, опять все с начала начинать!».
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Татьяна Смирнова: «В будущем проблема зависимости от компьютера и игр будет расти».
«Проблема зависимости от компьютерных игр – не преувеличенная и не надуманная проблема. К счастью, многие беды доходят до нас с опозданием в несколько лет. Однако уже шесть лет назад тема аддиктивной зависимости, в частности, от компьютерных игр, поднималась на крупном совещании в Ростове. Уже тогда психологи России во всеуслышание говорили: проблема есть, она актуальна для молодежи (самый опасный возраст – с 13 до 17 лет) и ее пора изучать. Психологи пришли к выводу, что зависимость от компьютерных игр входит в структуру аддиктивной зависимости. Это патологическая зависимость, которая стоит в одном ряду с такими зависимостями, как алкогольная, табачная и наркотическая. Ее причина – поиск компенсации эмоционального дискомфорта, уход от стрессовой ситуации.
У любой зависимости есть этапы формирования. Первый такой момент – эмоциональная вовлеченность. Появился инструмент – компьютер. Подросток учится им владеть. На уровне эмоциональной радости происходит фиксирование состояния: «Я наедине с инструментом, получаю удовольствие, мне хорошо». Однако если взрослый от своей деятельности за компьютером обычно получает продукт (отчет по работе, таблицу, программу), то подросток – не получает. Он только удовлетворяет свои эмоциональные потребности. Второй момент – стресс, возникающий, когда человеку плохо, не ладится учеба, нет диалога со сверстниками. С компьютером же, напротив, хорошо и спокойно. Что делает подросток? Он обращается к компьютеру все чаще и чаще. Из средства развития компьютер становится целью времяпровождения. Логика проста: «Мне трудно со сверстниками? Зато в играх я чувствую себя героем! Если не ладится общение, есть онлайновые игры со встроенными чатами. И, оказывается, я интересен, меня принимают таким, какой я есть». Так начинается злоупотребление компьютером. Это еще не зависимость, но уже проблема. Можно говорить о преболезненном состоянии. Третий важный момент – человек прекращает почти все контакты с реальным миром. Может, их и было мало, но теперь вообще не стало. Есть компьютер и комната или компьютерный клуб. Нельзя сказать, что в клубе подросток находит новых друзей. Нет, они – его противники в игре. Да и главное для него не общение, а сама игра.
В моей практике был такой случай: подросток из-за конфликта с учителем уединился в комнате с компьютером. Много играл. Родители сначала не волновались: мол, мальчик учится. Потом дошло до того, что он порвал все отношения с друзьями. Ну, ладно, решили родители, у него трудный период в жизни. Затем болезнь распространилась дальше: мальчик стал отказываться от еды, потому что компьютер был важнее. А это уже важная симптоматика (психофизиологические и психосоматические симптомы). Дело дошло до того, что мальчик стал закрывать дверь в комнату и не впускал ни маму, ни папу. Они нарушали нужную ему среду.
Вылечить зависимость гораздо сложнее, чем бороться со злоупотреблением. В данном случае это была зависимость, осложненная психопатическими чертами ребенка. К счастью, после обращения к психологу, ребенок все-таки социализировался. Он был выпускником школы, и ему надо было сдавать выпускные экзамены, поступать в университет.
Самое плохое – в компьютерной зависимости родители становятся созависимы ребенку. Что это значит? Папа у компьютера, ребенок у компьютера. Папа играет или работает, ребенок делает то же самое. Мама созависима в таком смысле: папа говорит ей «Не мешай!», ребенок тоже говорит: «Не мешай!». Родители фактически подталкивают своего ребенка к зависимости.
В будущем проблема зависимости от компьютера и игр будет расти. Сейчас жалоб не так и много. О чем это говорит? Родители обращаются к нам, когда ребенок уже в критическом состоянии.
Мой совет – учитесь распознавать злоупотребление до того, как оно переросло в зависимость. Родителям надо больше уделять внимание подростку и интересоваться, чем он занят. Нужно наблюдать, влияет ли компьютер на его подростковую жизнь, подмечать, каким подросток выходит из-за компьютера, меняется ли его эмоциональный фон? В стадии зависимости от компьютера наступает такой момент, как «эмоциональная тупость». Ребенок перестает эмоционально реагировать на тех, кого раньше любил. Это очень важная симптоматика. Нельзя такое прозевать».
Татьяна Валентиновна Смирнова,
Психолог, руководитель психологического отдела Психолого-медико-педагогического центра РК.
ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ИГР
Православная церковь крайне негативно относится к компьютерным играм и открыто говорит об опасности зависимости. Официальная позиция выражена в книге иеромонаха Анатолия (Берестова) «Число зверя. На пороге третьего тысячелетия». По мнению православной церкви, компьютерные игры убивают в детях духовность и располагают к оккультным занятиям. Современные игры открывают новый мир – мир «виртуальной (мнимой) реальности». Постепенно вживаясь в этот выдуманный мир, люди перестают отделять реальность от выдумки, смешивают их и одновременно живут в том и другом мире, превращаясь в психически больных людей. В мире виртуальной реальности нет места Богу, но есть место дьяволу. У человека сильно развивается чувственность. Человек не борется со своими страстями, а целиком предается им, погружается в них. Для православных христиан контакт с этим миром недопустим.
БОЛЕН ЛИ ТЫ?
Доктор Марисса Орзак (Maressa Orzack) основал Службу компьютерного привыкания.
Психологи выделяют пять типов пристрастия, которые движут геймером:
1. Пристрастие к тому, чтобы окончить игру (пройти игру и открыть все альтернативные концовки).
2. Пристрастие к соревнованию (типичный пример – Counter-Strike).
3. Пристрастие к мастерству (геймер постоянно шлифует свои умения в конкретной игре).
4. Пристрастие к исследованию (мир игры исследуется до бесконечности).
5. Пристрастие к таблице результатов (желание попасть на первое место в таблице результатов заставляет играть снова и снова).
По данным Службы компьютерного привыкания при клинике McLean Гарвардского университета, тебе пора беспокоиться, если наблюдаются следующие психологические и физические симптомы привыкания: неспособность выйти из игры, пренебрежение семьей и друзьями, проблемы с учебой или работой, пренебрежение правилами личной гигиены, расстройство сна.
РАДИКАЛЬНЫЕ МЕРЫ
Если в борьбе с зависимостью от игр ты терпишь поражение за поражением, поставь на компьютер программу ChronoControl, созданную российскими разработчиками. Взять ее можно на сайте www.chronocontrol.com. ChronoControl следит за режимом работы пользователя и заставляет его своевременно делать небольшие перерывы, необходимые для физического и психологического здоровья. Программа действует радикально – на время перерыва блокирует монитор, клавиатуру и мышь. В отношении времени работы и перерывов программа имеет три режима работы: 25 мин/5 мин; 50 мин/10 мин; 100 мин/20 мин.
Комментраии экспертов. Сергей Орловский (компания "Нивал")
Как вы считаете, являются ли компьютерные игры одной из разновидностей зависимости (как, например, алкоголь, курение или наркотики)?
Человек играет с детства, будь то казаки-рабойники, крестики-нолики или тетрис последнего поколения. Игры развивают, развлекают и доставляют удовольствие. Компьютерные игры от других ничем принципиально не отличаются, кроме одного факта: они гораздо интересней. Поэтому я склонен относить их в разряд вполне нормальных увлечений, типа похода в кино, чтения или вышивания крестиком.
Может ли чрезмерная увлеченность компьютерными играми привести к каким-либо тяжелым последствиям?
Любое увлечение, доведенное до крайности, может привести к тяжелым последствиям. Что касается компьютерных игр – то здесь далеко за примерами ходить не надо. Периодически из Южной Кореи приходят новости о людях, обыгравшихся до сердечного приступа или потери сознания, что не мудрено, если играть несколько суток подряд без перерывов. Во всем нужна мера. Правда, подозреваю, что если смотреть кино двое суток напролет без еды и отдыха, потеря сознания придет гораздо раньше.
Где грань между безобидной игрой и серьезной болезнью?
Где-то рядом. Если при звуках флейты и виде компакт диска с игрой ты теряешь волю, забываешь друзей и хорошую погоду на улице, сидишь за игрой с утра до утра изо дня в день – значит ты наш, ты поддался темной стороне Силы. Безобидным или даже полезным увлечение компьютерными играми можно назвать в том случае, если игры дополняют и делают жизнь человека более разнообразной и увлекательной. Игры могут многому научить. Поэтому, если компьютерные игры перемежать активным отдыхом и физической деятельностью, можно играть сколько душе угодно.
Как вы считаете, являются ли компьютерные игры одной из разновидностей зависимости (как, например, алкоголь, курение или наркотики)?
Может ли чрезмерная увлеченность компьютерными играми привести к каким-либо тяжелым последствиям?
Где грань между безобидной игрой и серьезной болезнью?
Вопросы очень интересные, большое за них спасибо! Как человек, который занимается созданием компьютерных игр, а также созданием компаний, которые разрабатывают компьютерные игры, я много думал о поставленных вопросах и раньше. А, учитывая, что в жизни ничего (ну почти ничего) кроме игр я никогда не делал профессионально (то есть за деньги) и не хотел (точнее, физически не мог), для меня эти вопросы являются очень важными и серьезными. Что я делаю? Синтетические наркотики, в которых люди теряют себя, или приношу пользу для общества? Думал я на эту тему много и долго, приводил сам себе разные аргументы. Хотел даже в какой-то момент свести свои мысли в некоторое подобие статьи, но за работой так и не смог. Воспользуюсь возможностью теперь! Вроде, как и оправдание есть для того, чтобы время на это потратить – такой замечательный журнал спрашивает!
Вообще, у человека очень много зависимостей. При определенной смелости к зависимостям (как к определенной деятельности, к которой человек хочет возвращаться вновь и вновь) можно причислить употребление пищи, занятия сексом, работу, спорт, филателизм и строительство дачи. Туда же смело идут такие занятия, как чтение книг, просмотр кинофильмов, общественно-политических программ и прослушивание музыки. То есть, зависимости для человека вполне естественны – в жизни любого человека есть определенные действия, которые он производит на регулярной основе в тех или иных целях.
Однако, считать употребление алкоголя, наркотиков, или курение такими же безобидными зависимостями, как чтение книг или занятия спортом, было бы неправильно. Само слово «зависимость» воспринимается как негативное именно потому, что в первую очередь ассоциируется с этими пагубными привычками. Так в чем же негатив данных зависимостей? Факторов три: вред для здоровья и вред для общества – точнее, для других членов общества. Причем, оба фактора должны проявляться массово. Если человек курит, он вредит себе, вдыхая отравленный воздух, и вредит другим, выдыхая его обратно. Есть научные исследования, подтверждающие возможность летальных исходов.
Пользуясь случаем, хочу сказать, что количество курящих на улицах наших городов переходит все мыслимые границы. Самое ужасное, что курит молодежь. И нет никакой надежды, что кто-то позаботится о правах некурящих и запретит курение в общественных местах. Преклоняюсь перед калифорнийцами, которые ввели самые жесткие законы против курения в общественных местах – пребывать в их независимом государстве сплошное удовольствие – воздух свободен от никотина. Но я отвлекся..
Алкоголь. В неразумных дозах человек вредит своему здоровью, а также наносит ущерб обществу – происходит деградация личности, распадаются семьи, со временем зависимость приобретает все более сильный характер, приводит к летальным исходам. Известно, что под воздействием алкоголя совершается существенное количество тяжких преступлений, особенно в нашей стране. Наркотики – аналогично. Часто дело доходит до преступлений из-за нехватки денег на покупку следующей дозы. И не надо напоминать о летальных исходах, о том, что распространение СПИДа в нашей стране происходит в первую очередь благодаря наркоманам.
Именно то, что зависимость приводит к подрыву здоровья, выключению человека из жизни общества и криминалу,и характеризует ее как «плохую» зависимость, от которой надо стараться общество избавлять для его же блага. Так вот, я думаю, что компьютерные игры настолько же являются негативной зависимостью, насколько таковой являются книги, кинофильмы, музыка и телевидение. Известны отдельные случаи болезненной зависимости от телевизора, но в целом просмотр телевизионных передач считается достаточно безобидным занятием для здоровья и для общества. Если человек ходит почти каждый день в кино и пересматривает несколько раз подряд один и тот же фильм – вряд ли кто-то его упрекнет. Что уж говорить о книгах! Вот и с играми похожая ситуация.
На мой взгляд, пусть уж лучше молодой человек играет все свое свободное время в компьютерные игры, чем курит, пьет или употребляет наркотики. Люди в переходном возрасте всегда ищут то, что можно использовать для выхода из существующей реальности, что поможет противопоставить себя обществу. Так что лучше? Чтобы это реализовывалось в компании наркоманов, алкоголиков или в компании, объединенной целью выяснить, кто из них лучший квакер? Последнее гораздо безобиднее!
Я сам в молодости страдал оттого, что не знал, куда себя деть, и не знал, в чем себя реализовать. Чем я только не занимался со скуки. В нашей стране категорически не хватало развлечений! А однажды я открыл для себя программирование и игры. Бывало такое, что я просиживал целое лето дома, играn