Замысел этого сочиненьица у меня появился после прочтения книги Вадима Руднева «Метафизика футбола». Чрезвычайно жаль, что эта книжка не попалась в руки профессиональному футболисту или, на худой конец, болельщику «Спартака», полагаю, тогда ее автор на себе бы испытал фрейдистские судьбы футбольного мяча! Что ж, одним постмодернистом стало бы меньше, ввиду фаллоцентричности понятия милосердия это не слишком большая утрата.
Тем не менее, интересно представить, что будет, если вместо метафизики футбола мы помыслим футбол метафизики.
Продолжается матч между сборными идеалистов и материалистов. Какой захватывающий футбол, скажу я вам, уважаемые телезрители! Болельщики на трибунах не однажды в течение предыдущего тайма замирали, поперхнувшись криком: «о-ле-оле-оле- материализм» или, как вы понимаете, соответственно «идеализм». Напомню только самые главные моменты: игру начал материалист Фалес, затем его инициативу развили Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, но тут мяч перехватили пифагорейцы и элейцы. Особенно забавно выглядел Зенон, который в неподвижности простоял около пяти минут, удерживая мяч на голове, и вызывая бешенство соперников и смех трибун. А незабываемый спор Сократа с судьей, который закончился, естественно, тем, что Сократ был удален без права участвовать во всех играх сезона! А блестящая игра Платона и Аристотеля, виртуозные передачи, чистые голы! Правда, вскоре материалисты чуть было не сравняли счет — удары Эпикура и Хриссипа не раз и не два достигали цели, но вот в игру вмешались неоплатоники, и ситуация опять изменилась в пользу идеализма. А под конец тайма мы могли наблюдать методичную, хотя и немного академичную игру схоластов. Скрывать не буду, многие отзываются о ней не слишком высоко, но лично мне импонирует серьезность и вдумчивость университетских игроков. А какой блестящий пас дал Аристотель Фоме Аквинскому!
Итак, начинается второй тайм. Судья Сидоров (Россия) дает свисток. Мяч в центре поля. И сразу же им завладевают материалисты: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк… Но какая неудача! Джон Локк передал его Джорджу Беркли, приняв по ошибке Беркли за члена своей сборной. Дорого стоила материалистам эта ошибка, Беркли дал пас Юму, Юм ударил по воротам… Гол!
Мяч снова у идеалистов. Его ведет Рене Декарт, очень серьезный футболист. Говорят, его девиз: «я существую только когда мыслю». А мыслит он известно о чем — о футболе. Он передает мяч Спинозе — бывшему форварду сборной Израиля, который ушел из нее в результате известного скандала. Спиноза пасует немцу Лейбницу — известному оптимисту. Его высказывание: «мы имеем лучший из возможных олимпийских комитетов!» официально объявлено олимпийским девизом. Удар, снова гол! Но вот мяч перехватили материалисты. Его ведет Ламетри — французский футболист, которого прозвали «человек-машина» за нарочито механистическую игру. Гольбах, Гельвеций, гол! Нет, штанга…
Теперь инициатива у немецких идеалистов. Что за блестящая игра! Что за красивые голы! С подачи англичанина Юма Кант, обойдя Лейбница и Вольфа, бьет в ворота через всю площадку. Гол! Мяч переходит к Фихте. Гол! Шеллинг… Гол! Гегель! О этот несравненный Гегель! После каждого его удара мяч попадает в сетку ворот соперника! Его диалектичная игра столь искрометна, что трудно понять, чем он отправил мяч — ногой или головой! Некоторые бурчат, что он играет и рукой, но это ложь! Наглая ложь!
Но что это? Гегель неожиданно удален. Материалист Фейербах ведет мяч к воротам идеализма… Гол! Затем инициатива переходит к паре немецких игроков, которые удивляют всех слаженностью своей игры, конечно, имеются в виду Маркс и Энгельс… Гол! Гол! Снова гол! И снова гол! На трибунах творится невообразимое! Болельщики рвутся на поле! Стражи порядка еле их сдерживают! И тут судья Сидоров — доктор философских наук из России, в недавнем прошлом зав. кафедрой марксизма-ленинизма , а теперь известный антикоммунист удаляет Маркса и Энгельса с поля до конца матча. Ай-я-яй, нельзя же так, ведь завтра же газеты будут писать о предвзятом судействе! Вот тебе бабушка и Солт-Лейк Сити! Мнения болельщиков разделились; одни кричат: «долой коммуняк!», другие: «судью на мыло!» Но игра продолжается. Удален игрок Ницше, и, скажу вам прямо, удален за дело: нечего пинать и кусать соперников, правила игры видите ли ему не нравятся, иррационалист хренов… А что это делает Фрейд? О Боже мой! Что это он показал судье? Половина болельщиков уже показывает то же самое… И как ни странно, судья его не удалил…
Вяло, вяло играют экзистенциалисты! Не чувствуется запала, искорки, как будто они всего боятся, как будто их все время что-то тревожит. Боюсь, что вчера перед матчем они здорово злоупотребили пивом «Старый мельник». Кстати, «Старый мельник» — наш официальный спонсор, выпейте десяток бутылок «Старого мельника» и вам покажется, что вы уже на чемпионате мира! Во всяком случае экзистенциалисты вышли на поле в таких грязных майках, что даже не понять, кто они — материалисты или идеалисты… А футболиста Сартра даже тошнит… Хорошо что не попало на судью. Сартр удален, игра продолжается.
А что это вытворяют Деррида, Делез и их компания? Кажется, они забыли про существование всяческих правил. Что это они кричат о фаллоцентричности футбола? Забавно, когда они разъясняют это судье на международном языке жестов. А вот Делез на том же языке начал рассказывать о новом, орально-анальном футболе… Это уже ни в какие ворота не лезет! Их всех забирают на пятнадцать суток, они протестуют. Тоже мне, иностранные подданные, выпендриваться меньше нужно! Болельщики на поле! Мяч на голове судьи! Кабина комментатора раскачивается! Да перестаньте вы раскачивать кабину, я тоже за «Спартак»!. О-ле-оле-оле! Симулякр! Футбол! Я вынужден на время прекратить трансляцию! С вами был метафизический комментатор Рустем Вахитов. До новых встреч!
|
|