Ансамбли марьячи появились в середине 19 века. Тогда они не носили роскошных костюмов с позументами, сомбреро их были сплетены из маисовой соломы и вместо нынешних сапог «вакеро» с серебряными шпорами невероятных размеров обувались они в сандалии из пальмового лыка. Странствующие музыканты бродили по городам и весям штата Халиско, пели на свадьбах и прочих торжествах, не брезговали и поминками. В основном, это были народные мелодии, аранжированные под свои инструменты самими музыкантами. Каждый ансамбль постепенно создавал свой собственный репертуар, состоящий из 150 - 200 песен. Как утверждают историки, первый постоянный ансамбль марьячи появился в Мехико в 1905 году. С тех пор марьячи и их музыка стали явлением общенациональным, затем континентальным, а сегодня, как показал международный фестиваль марьячи, прошедший в Гвадалахаре, и мировым.
До сих пор среди знатоков мексиканского фольклора, лингвистов и искусствоведов не утихают споры относительно этимологии названия «марьячи». Одни считают, что происходит оно от французского «марьяж» - свадьба, - ибо появились эти ансамбли как раз в годы оккупации Мексики французскими войсками, и веселое это, праздничное словечко вполне могло быть подхвачено игравшими на свадьбах музыкантами и переиначено на испанский лад. Другая, более патриотичная сторона полагает, что название «марьячи» восходит своими корнями к диалекту одного из индейских племен, обитавших в середине 19 века на территории штата Халиско. Спору этому не видно конца, и напоминает он известную схоластическую дискуссию о том, что первично, яйцо или курица.
В знак уважения и почитания марьячи в центре Мехико, на площади Гарибальди установлены памятники лучшим и самым популярным из них. Вот уже несколько десятилетий стоят под гранитными арками отлитые в бронзе, ставшие легендой еще при жизни Педро Инфанте, Хосе-Альфредо Хименес, Хавьер Солис. Как шутят мексиканцы, места на площади достаточно, там вполне может разместиться еще десяток бронзовых скульптур. И, чтобы быть увековеченным в металле, нужно совсем немногое - всего лишь покорить сердце Мексики.
Представить себе мексиканский город без марьячи невозможно. Народ их любит, а молодежь… та и вовсе окружила музыкантов романтическим ореолом - они для нее свободные художники, которые ни от кого не зависят и делают, что хотят. На самом деле жизнь большинства марьячи вполне прозаична. Педро Эспиноса Эрнандес, председатель ассоциации марьячи Мехико: "Марьячи самые бесправные люди. Нашей Ассоциации 60 лет, но мы до сих пор не можем добиться от правительства ни пенсий, ни медицинской страховки. Я в председателях всего полгода, может, у меня что получится". В ассоциацию входят две с половиной тысячи столичных марьячи. Проку от нее немного, но все же в случае тяжелой болезни или какого несчастья она некоторую помощь своим членам оказывает.