был замечен в копрофагии, затем был орально изнасилован начальником гауптвахты. Единственный герой фильма, оставшийся в живых. Играет значимую роль в фильме, раскрывая тему копрофилии, нелёгкой жизни и то, чем желание помочь оборачивается совсем иным образом.
первые 40 минут наполнены эпичными фразами, я смеялся сильна Вообще фильм про тот как человек может сойти с ума в замкнутом пространстве и беспределе выше стоящих чинов
Фильм раскрывает финальную стадию морального разложения общества, которое символизируют обитатели гауптвахты.
Распространено также мнение, что фильм не несет в себе никакой смысловой нагрузки, являясь простым представителем жанра эксплуатационного кино.
На официальном сайте режиссёра фильма Светланы Басковой указано, что «фильм посвящён высоким человеческим качествам — мужеству, чести, бескорыстию и мужской дружбе».
В программе «Культ кино» на телеканале «Культура» Баскова сообщила, что фильм, в каком-то смысле, задумывался как протест против Чеченской войны
В фильме аллегорически показана ситуация в России, как она есть, которая в итоге приводит к революции.
Герой Епифанцева — простой русский человек, «быдло». Его не интересует всё новое, он традиционен и считает, что всё идет своим чередом.
Герой Пахомова — человек нового поколения, представитель интеллигенции. Он является борцом с системой, но, тем не менее, не приемлет насилия, и в его руках только «Три семёрки», копроидеология и убеждения.
Охранник — типичный представитель силовых структур: он ненавидит «народ» и считает себя выше него.
Капитан — это современная власть. Она с презрением относится даже к своим сторонникам, поэтому капитан ставит на место охранника, когда тот начинает выступать вместе с ним.
Цель героя Пахомова — донести свои идеи до героя Епифанцева («народа»). Понимая, что «быдло» относится к нему с насмешкой и не воспримет его убеждения, он пытается казаться похожим на «народ», чтобы герой Епифанцева видел в нем «своего». Именно поэтому он неумело начинает рассказывать «охуительные истории». Однако этим он только смешит, а впоследствии и злит «быдло».
Видя попытки организации бунта, охранник уводит героя Епифанцева «на работу». Примечательно, что он не бьет героя Епифанцева, в отличие от «революционера», так как «народ» все-таки ближе «силовым стуктурам», чем «интеллигенция».
Кульминацией фильма является песня про зеленого слоника. Именно она, повествуя о тяжести жизни в тоталитарном обществе, дает новый ключ к пониманию фильма.
Отчаявшись достучаться до героя Епифанцева, «революционер» идет ва-банк. Он отдает свои идеи, «сладкий хлеб» свободы в руки «народу», но тот видит в них только фекалии.
В подвале «власть» издевается над всеми остальными слоями общества. Героя Пахомова он принуждает к оральному сексу, «е6ет оппозицию в рот». Охраннику он выливает чай на голову, показывая свое презрительное отношение даже к союзникам.
Иллюзии «власти» заключаются в непонимании общественных процессов и приводят к печальному для нее исходу — герой Пахомова уже заронил тени сомнения в герое Епифанцева, к тому же, тот проникается сочувствием к герою Пахомова за издевательства, которые он терпит из-за приверженности своим идеям.
В конце концов взбунтовавшийся «народ» свергает тирана, в то время как охранник трусливо отсутствует на своем посту. На фоне разрушения системы охранник пытается стать слугой новой «власти» в лице героя Пахомова, но понимает, что при новом режиме для него там нет места, и кончает жизнь самоубийством. Герой Пахомова засыпает со счастливой улыбкой на лице — дело сделано.